«Лучезарная Дельта» на Казанском соборе

«Лучезарная Дельта» на Казанском соборе (Невский проспект, дом № 25). Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице: его высота достигает 71,5 м. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова, а также улица, которая отходит от храма. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 гг. выдающимся русским архитектором и живописцем, представителем классицизма, одним из основоположников русского ампира Андреем Никифоровичем Воронихиным (1759—1814) для хранения чтимого списка «чудотворной» иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 г. приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 г. здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. 21 февраля (6 марта) 1913 г. в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек. В 1932 г. превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 г. — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 г. — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии РПЦ.

История собора берёт своё начало с момента, когда император Павел I задумал превратить небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте в огромный собор, который мог бы соперничать с главным храмом католического мира — собором св. Петра в Ватикане. К этому вынуждала его политическая обстановка в Европе, захват в 1798 г. Наполеоном острова Мальты, принятие Павлом титула Великого магистра Мальтийского ордена и отказ папы римского Пия VI признать российского императора в этом качестве. Ещё в 1783 г., будучи наследником престола, Павел Петрович восторженно писал из Рима митрополиту Платону о величии собора св. Петра. Противостояние Ватикану только усилило стремление иметь новый кафедральный храм.

Воплощением этой задумки Павла I и стала возведённая А.Н. Воронихиным перед северным фасадом (уже при императоре Александре I) грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора св. Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями церквей на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы: на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел Воронихина не был воплощён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращён западный фасад собора.

 

По мнению историков архитектуры, колоннада Казанского собора схожа не только с ватиканской, но и с парижским проектом Бернини для восточного фасада Лувра. Другая аллюзия боковых проездов с их типично греческим архитравным перекрытием основывается на конкретном прототипе — Арке аргентариев, пристроенной к греческой церкви Сан-Джорджо-ин-Велабро на бывшем Бычьем форуме в Риме. В плане Казанский собор представляет собой «латинский крест» и колоннаду (с северной и южной стороны собора) в виде песочных часов — важнейшего масонского символа течения жизни и неминуемой смерти, что (как и наличие «Лучезарной Дельты» в треугольном фронтоне над западным, южным и главным северным входами в собор), дало основание некоторым историкам видеть в этом здании не что иное, как... масонский храм.

Куратор строительства граф Александр Сергеевич Строганов (1733—1811), президент Императорской Академии художеств, и его бывший крепостной А.Н. Воронихин действительно были видными русскими масонами, как, впрочем, и множество других выдающихся людей того времени. Строганов занимал высокие должности в масонских ложах Пруссии и Франции, участвовал в создании ложи «Великий восток Франции» (фр. Grand Orient de France), был членом знаменитой ложи «Девять Сестёр». В особняке графа на углу Невского проспекта и реки Мойки, недалеко от строящегося собора, Воронихин оборудовал «физический кабинет в египетском стиле», который современники называли «масонским храмом». С западной стороны Воронихин устроил полукружие сада с уникальной по красоте чугунной оградой. В 1946 г. в центре сада установили гранитный монументальный фонтан (проект Жана-Франсуа Тома де Томона), перенесённый с Пулковской дороги. Фонтан удачно дополнил ансамбль собора (подробнее об этом — см., напр., по изд.: Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. Л.: Лениздат, 1971. С. 112).

Что же означает «Лучезарная Дельта»? В «Путеводителе по масонским тайнам», изданном в серии «Библиотека вольного каменщика», читаем: «Дельта священная — важнейший масонский знак, четвертая буква греческого алфавита. Символ использовался еще в античных мистериях, христианстве, каббале. Д[ельта] светилась над сокровищами царя Соломона. В масонской ложе находится над головой, креслом Д[осточтимого] М[астера], напротив входа в храм. В центре Д[ельты] с[вященной] изображается глаз — образ всевидящего ока Великого Архитектора Вселенной. Означает также солнечный свет, освещающий мир» (цит. по изд.: Карпачев С.П. Путеводитель по масонским тайнам. М.: Центр гуманитарного образования, 2003. С. 170).

 

О символике песочных часов читаем в том же издании следующее: «Песочные часы — символ быстротечности времени, а также умеренности, дабы „отведенное человеку время не сокращалось бы излишествами“. Элемент убранства комнаты размышлений» (Там же. С. 212).

Далее приведём обширную выписку из книги «Тайный язык символов. Символы в декоре зданий и сооружений Петербурга», впервые увидевшую свет в 2017 г., а затем стереотипно переизданную в 2019 г.: «Масонская символика [на ряде старинных зданий Санкт-Петербурга, — прим. В.] могла появиться по ряду причин:

1) прежде всего архитектор, который возводил здание, или скульптор, создававший декор строения, сами были членами масонских лож; а таких было немало;

2) использование в декоре масонских символов стало возможным, так как здание сооружалось для владельца — члена масонского братства. Их тоже было довольно много;

3) и наконец, помимо названных причин была и такая, когда зодчие и ваятели, не имевшие никакого отношения к масонству, использовали те же символы, считая их наиболее подходящими или соответствующими их эстетическим взглядам [в самом деле, в первой половине XIX в., когда строился Казанский собор, масонские аллегории были практически неотъемлемой частью культуры „просвещённого общества“ того времени, — прим. В.].

 

Таким образом, вполне естественно влияние масонства, богатого символами и тайными знаками, на все виды искусства и прежде всего на архитектуру. <...> При описании значения... символа будем обращаться к книге „Эмблемы и Символы“ [М., 1995]. Под своим первоначальным названием „Символы и емблемата“ она была издана известным врачом Н.М. Максимовичем-Аибодиком. Книга впервые вышла в свет по указу Петра I в Амстердаме в 1705 г. и в дальнейшем неоднократно переиздавалась в России. <...>

 

У Н.М. Максимовича-Амбодика читаем: „Слава представляется... иногда в виде треугольника, сиянием и небесными силами окруженного“ (Эмблемы и Символы. С. 34). Этот символ, представляющий собой четвертую букву греческого алфавита, использовался еще в античных мистериях, каббале. Дельта светилась над сокровищами царя Соломона.

 

Дельта священная — важнейший масонский знак. В масонской ложе он находится над головой, креслом Досточтимого Мастера, напротив входа в Храм. Нередко в центре дельты изображается глаз — образ Всевидящего ока Великого Архитектора Вселенной (Великий Архитектор Вселенной означает высшую силу, Единого Бога-Творца [заметим, что в гностических учениях Бог-Творец, или Демиург, отождествлявшийся с библейским Иеговой, представлялся „низшим“, „несовершенным“ Богом, — прим. В.]). Означает также солнечный свет, освещающий мир.

 

Дельта в сиянии украшает фронтон портика Казанского собора, возведенного архитектором А.Н. Воронихиным. Дельта размещается в центре многочисленных лучей божественного света [в отличие от фронтона портика, алтарная часть Казанского собора имеет свою „Лучезарную Дельту“ с надписью „Б҃ГЪ“ (т.е. „БОГ“) в середине треугольника, — прим. В.].

 

В 1800-х гг. по проекту архитектора А.Н. Воронихина был возведен небольшой церковный корпус, главный фасад которого выходит на 21-ю линию Васильевского острова. Домовую церковь при Горном институте императрицы Екатерины II освятили во имя Преподобного Макария Египетского и Святого Александра Невского (наб. Лейтенанта Шмидта, 45 / 21-я линия, 2). Храм был размещен на втором этаже по проекту архитектора А.Е. Штауберта. В дальнейшем храм претерпел несколько перестроек, закрытие и ликвидацию. Под широким полукруглым окном на фасаде исполнен барельеф, представляющий собой дельту, от которой отходят многочисленные лучи божественного сияния» (цит. по изд.: Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Тайный язык символов. Символы в декоре зданий и сооружений Петербурга. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. С. 5, 158).

 

Символико-аллегорическая композиция «Всевидящего Ока» находит широкое распространение в русской иконографии лишь с конца XVIII в. и, по всей видимости, под западным влиянием. Догматическим обоснованием данного изображения является текст «Псалтири» (32:18): «Вотъ, око Господне надъ боящимися Его и уповающими на милость Его» (цит. по изд.: Толковаѧ Библiѧ, или комментарiй на всѣ книги св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завѣта. Изданiе преемниковъ † А.П. Лопухина. Томъ четвертый. Петербургъ, 1907. С. 199). Око в треугольнике обычно понимается как символ христианской «Троицы» (и именно так трактуется церковниками, распоряжающимися ныне в храме), хотя может означать и троичные структуры в мифологических представлениях других культур, в том числе значительно более древних, нежели христианство.

Так, в эзотерических представлениях масонства треугольник иногда рассматривается посредством привлечения древнеегипетских символов и их трактовок, порой способных, правда, вызвать скепсис у современного учёного египтолога. Таковые мы находим, например, в трудах английского писателя-масона Альберта Чёрчварда (1852—1925): «Трое из представленных, Сет, Шу и Гор, составляли первоначальную троицу и базовый треугольник. Гор размещался на северной полярной звезде, Сет — на юге, Шу — на экваторе. Они представляли собой Небесный треугольник, и их символизировала треугольная форма двери пирамиды — треугольный камень, поворачивающийся вокруг своей оси. <...>

 

Дверь храма представляла собой равносторонний треугольник — символ неба. Первоначально древние мистики делили небо на две части, северную и южную, которые на юге обозначались Полюсом или Столбом Сета, финикийского Эль Шаддаи, на севере — Полюсом или Столбом Гора — „Опора Небес“. <...> № 1 [треугольник вершиной вверх] считался идеограммой и символом Сета, № 2 [треугольник вершиной вниз], соответственно, идеограммой и символом Гора. В более позднюю эпоху оба треугольника соединили, полагая характерным символом для неба или представляя как землю духов или богов. <...> Сам же глаз представлял собой идеограмму Полярной звезды» (цит. по изд.: Чёрчвард А. История масонской символики / Пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2013. С. 71, 122–123).

В России масонство получило распространение преимущественно через принятие русскими масонами западных систем: «В нашей стране в XVIIIXIX веках использовались в основном европейские масонские системы: Английская, основанная на Конституции Андерсена („Елагинский Союз“, по имени организатора И.П. Елагина); Шведско-немецкая Циннендорфская („Рейхелевская“, по имени инициатора распространения ее в России барона П.Б. Рейхеля); Шведская рыцарская система Строгого наблюдения (была внедрена князем А.Б. Куракиным); Розенкрейцерство (возглавлявшееся Н.И. Новиковым). Во второй половине XVIII века полковник артиллерии П.И. Мелиссино разработал систему „Орден Храма“, что вполне соответствовало исканиям западноевропейских вольных каменщиков, создававших в то время различные масонские рыцарские ордена» (цит. по изд.: Кривцов В.Д., Бевз П.А. Знаки масонских лож и тайных обществ XIXXX веков // Аверс № 9. М., 2010. С. 78).

 

Согласно замечательным цветным иллюстрациям в вышеозначенном издании, символ треугольника или «Лучезарная Дельта» использовались в знаках таких Санкт-Петербургских масонских лож, как Великая Директориальная ложа «Астрея», ложа «Соединённые Друзья», ложа «Орёл Российский», ложа «Белый Орёл», ложа «Пётр, Александр, Елизавета», ложа «Три Светила», ложа «Пламенеющая Звезда», кронштадтская ложа «Нептун к Надежде» и др. Также большое количество цветных изображений «Лучезарной Дельты» на масонских регалиях можно найти в роскошном альбомном издании: Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII — середины XIX века в собрании Эрмитажа. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2017.

Ну и, напоследок, — «конспирологическая» гипотеза: Санкт-Петербург, как и ряд других европейских и американских (например, Вашингтон) городов, в проектировке которых принимали участие масоны, построен с учётом «сакральной геометрии» и в его планировке заложены геометрические фигуры, имеющие отношение к масонской символике. Так, например, некоторые энтузиасты усматривают символ «масонского треугольника» на карте Санкт-Петербурга, соединяя прямыми линиями три его точки: Казанский собор, Исаакиевский собор и Дворцовую площадь. В подтверждение данной гипотезы её приверженцы указывают на то, что в декоре обоих соборов можно увидеть изображения «Лучезарной Дельты», а Дворцовая площадь изобилует воплощёнными в камне аллегорическими изображениями и символикой, использовавшейся масонами и представителями других тайных обществ и восходящей к романтизированным и переосмысленным в эпоху Просвещения «Мистериям Древности»...

 

© Велеслав Черкасов, 19 мая 2021 г.