Языческая Богиня на Дворцовой площади (Дворцовая площадь, дом № 6/8). Многочисленные туристы — посетители Эрмитажа, поток которых не ослабевает даже в холодную и дождливую пору, проходя на Дворцовую площадь через арку парадного входа, порой не удосуживаются поднять взгляд вверх, чтобы увидеть... торжествующую языческую Богиню Нике, летящую над ними в вышине!
Нике (или Ника; от др.-греч. Νίκη — буквально: «Победа») — в древнегреческой мифологии Богиня Победы. В римской мифологии ей соответствует Богиня Виктория (лат. Victoria). Об этимологии самого слова νίκη (nikē) до сих пор ведутся научные споры, причём некоторые исследователи высказывают гипотезу о его догреческом происхождении. Νίκη аргументированно связывают с праиндоевропейским *neik- (neikos — «атаковать»), что делает его схожим с греческим νεῖκος («рознь») и литовским ap-ni̇̀kti («атаковать»).
В древнегреческой мифологии и классическом искусстве крылатая Нике, в первую очередь, связывается с «олимпийцами» Зевсом и Афиной, но в ней также течёт древняя кровь титанов: «Нике — дочь океаниды Стикс и Палланта — сына титана Крия. Сестра Силы, Мощи и Зависти, которые способствуют победе. Крылатая Нике — непременный атрибут Зевса и Афины, которые изображались с фигуркой Нике в руках; Зевс работы Фидия в храме Зевса в Олимпии держал в правой руке Нике из золота и слоновой кости. У каждой ножки трона тоже были изображены танцующие фигурки Нике. Ей соответствует римская Виктория. Нике — один из эпитетов Афины как богини победы. На Афинском акрополе был храм Афины Нике» (цит. по изд.: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Боги и герои Древней Греции. М.: Слово/Slovo, 2002. С. 127–128).
Нике — союзница Зевса в его борьбе с титанами и гигантами, поэтому Боги клянутся водой её матери Стикс, которая привела своих детей к Зевсу, когда тот набирал себе союзников для Титаномахии (др.-греч. Τιτανομαχία) — войны против старых Божеств. Нике взяла на себя роль Божественного Колесничего — именно в этом образе она часто изображается в классическом греческом искусстве. Согласно представлениям древних греков, Нике облетала поля битвы, награждая победителей почётом и славой в образе венка из лавровых листьев. Как символ успешного результата и счастливого исхода, Нике участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха. Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй. Её атрибуты — повязка и венок, позднее также пальмовая ветвь; рядом с фигурой Богини зачастую изображали также всевозможное оружие и трофеи. В скульптурных композициях Нике или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы. Она то ласково кивает головою победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведёт его колесницу, то закалывает жертвенное животное, то складывает трофеи из неприятельского оружия (как, например, на балюстраде храма Афины Нике в Афинах). Изваяние Нике сопровождало статуи Зевса Олимпийского и Афины Парфенос работы Фидия. Нике посвящён орфический гимн (Hymn. Orph. XXXIII):
Нику зову я, прекрасную силой, владычицу смертных,
Что лишь одна разрешает воинственный пыл человеков,
В битву соперников распрю мучительную прекращая,
В войнах судью о делах, что трофеи несут за собою.
Подвигами возбуждая, несешь ты сладчайшую славу,
Ибо ты крепче всех: средь вражды благородную Ника
Зиждет молитву при отличье, обильная преуспеяньем.
Ника блаженна, приди, вожделенная оком блестящим,
Вечно славным делам конец принося благородный.
Этот труднодоступный для современного русскоязычного читателя гимн цитируется по фундаментальному труду выдающегося русского антиковеда, академика Алексея Фёдоровича Лосева (1893—1988), написанному в 30-х гг. XX в. и лишь относительно недавно изданному: Лосев А.Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. Собрание первоисточников, статьи и комментарии. Энциклопедия олимпийских богов / Предисл. А. Тахо-Годи. Харьков: Фолио; М.: Эксмо, 2005. С. 350–351.
В том же издании находим следующее описание Богини: «Образ Ники (Виктории) больше принадлежит изобразительному искусству, чем поэзии. Гомер его еще совсем не знает. Но уже Гесиод (§ 45) рассказывает подробную историю о происхождении Ники вместе с Завистью, Силой и Мощью от Палланта и Стикс и о помощи, оказанной ею Зевсу. Будучи символом победы, Ника является спутником не только Зевса, но и Деметры и Афродиты. Особенно, однако, близка она к Зевсу и Афине, являясь вестником победы или управляя победной колесницей (так в Гигантомахии или в вознесении обожествленного Геракла на Олимп). У Пиндара победитель даже падает в ее объятия. Кроме символа победы, являющегося атрибутом Зевса, Ника еще помощница героям при благодарственном жертвоприношении. Образ Ники развивался в связи с ростом государственного и военного сознания. Во второй же половине V в. он приобрел еще оттенок победной женской красоты» (Там же. С. 349–350).
Дворцовая площадь, где установлено изваяние Богини, — главная площадь Санкт-Петербурга, являющая целый архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Первоначальное её название — Адмиралтейский луг (включал также территорию современного Александровского сада) — известно с 1736 г., тогда как наименование Дворцовая площадь фигурирует лишь с 1766 г.
В 1721 г. по приказу Петра I была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трелучника, исходящего от Адмиралтейства. Два луча (нынешние Невский и Вознесенский проспекты) возникли при Петре I, а третий луч (современная Гороховая улица) появился в 1736—1737 гг. Лучи этих трёх магистралей разделили огромный Адмиралтейский луг на несколько частей. Со времени царствования Анны Иоанновны в этом месте за казённый счёт устраивались празднества с фейерверками и народными гуляньями. На лугу на время торжеств по высочайшим указам возводили потешные павильоны, дворцы, устраивали винные фонтаны, жарились гигантские туши быков, которые затем отдавались на съедение народу (сведущие в славянской этнографии могут вспомнить знаменитого «ильинского быка», мясо которого традиционно жарили на Ильин/Перунов день). Сохранился любопытный документ от 29 апреля 1743 г., когда Елизавета повелела: «...луг против Зимнего дворца разравнять и засеять овсом» (см., напр., по изд.: Божерянов И.Н. Невский проспект. Т. 1. СПб., 1901. С. 112).
16 июня 1766 г. на Дворцовой площади состоялась знаменитая Петербургская Карусель, отличавшаяся особой роскошью, фантазией и размахом. Участники Карусели делились на четыре кадрили: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийскую. Каждая группа имела соответствующие наряды, лошадиную сбрую, вооружение, особые колесницы для участвующих в состязании дам и даже различные музыкальные инструменты — всё это делали специально для праздника. По проекту Антонио Ринальди на площади, которая в то время представляла поросший травою луг, были построены пятиярусный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей с отдельными ложами для Екатерины II и двенадцатилетнего великого князя Павла Петровича. Поверху шла балюстрада, украшенная вазами, а барьер расписан гирляндами, воинскими доспехами, львиными головами. Участники Карусели были в роскошных одеждах. Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных камнях и кавалерских и конных золотых и серебряных уборах, ценою в миллионы рублей. Победителями среди дам стала графиня Наталья Чернышева, а среди кавалеров — Григорий Орлов в уборе римского воина на гнедом коне (подробнее о Петербургской Карусели — см., напр., по изд.: Глинка Н.И. «Строгий, стройный вид...». М., 1992. С. 136–144).
«В 1819—1828 гг. на Дворцовой площади по проекту К. Росси было возведено здание Главного штаба. В центре его размещалась Триумфальная арка — торжественный парадный памятник в честь победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. Двойная арка пролетом 17 м и высотой 23 м композиционно связывает два корпуса и является доминирующей частью всего здания, дугой развернутого к Зимнему дворцу. Рустовка устоев арки, незначительно выступающей вперед, полностью отвечает оформлению нижнего яруса фасадов. Свод арки отделан кессонами с розеттами, подобно аркам Тита и Септимия Севера. По обеим сторонам проезда К. Росси поставил по две коринфские колонны, которые связали арку с колоннадами здания. Она имеет общий со всем зданием антаблемент. Арку завершает ступенчатый аттик, увенчанный колесницей Победы» (цит. по изд.: Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Античность в архитектуре Петербурга. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. С. 205).
В первом проекте 1819—1820 годов Росси предложил строгое, лаконичное решение, соответствующее эстетике раннего александровского классицизма: щит с гербом Российской империи, две женские фигуры щитодержателей и знамёна на аттике арки. Новый император Николай I (с 1825 г.) пожелал видеть нечто более пышное и торжественное. Следующий проект был утвержден 18 марта 1827 г. Статичную геральдическую композицию заменила скульптурная группа: стоящая на античной колеснице Богиня Нике (Виктория), держащая в одной руке венок победы, а в другой — жезл с российским двуглавым орлом. Колесница из выколотной меди на чугунном каркасе запряжена шестёркой лошадей, крайних ведут под уздцы римские воины. Другие статуи — молодого и старого воинов, расположенные ниже (по первоначальному плану они должны были стоять в нишах), — Росси вывел из плоскости стены и установил на постаментах. В результате композиция обрела бóльшую скульптурность, что, безусловно, способствует её лучшей зрительной связи с декором растреллиевского здания Зимнего дворца. Стены арки на разных уровнях украшают орнаменты, горельефы, фигуры часовых, поддерживающие основной мотив прославления воинской отваги и триумфа победителей.
«Широкий фриз с изящным четким рисунком барельефа и его отдельных деталей создает плавный переход к ступенчатому аттику арки и далее к ее центральной скульптурной композиции, имеющей около 16 м в развороте и 10 м в высоту. Шесть могучих коней, сдерживаемых двумя воинами в римских одеждах, влекут боевую колесницу Победы. В ней стоит крылатая богиня Славы. В ее руках венок и жезл с эмблемой России. Зодчий создал грандиозное сооружение, фасад которого отличается сдержанностью архитектурного решения. Великолепная двойная арка, ставшая основным композиционным аккордом всего здания, завладевает вниманием зрителей. <...>
Торжественное открытие нового сооружения состоялось 14 октября 1828 г. „Отечественные записки“ сразу же откликнулись на появление его в столице: „Прекрасная арка Главного штаба, под которою проходит Малая Миллионная улица, украсилась торжественною колесницею, на которой стоя мчится крылатый Гений Славы, держащий в правой руке лавровый венок, а в левой кадуцей (жезл) с двуглавым орлом... Шесть бодрых коней кажутся летящими. Сие новое произведение Российских Художеств умножило собою великое число украшений великолепной северной столицы и в особенности... Дворцовую площадь“» (цит. по изд.: Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Античность в архитектуре Петербурга... С. 206).
Арка действительно производит сильное впечатление своим величием, красотой и гармоничными пропорциями:
• высота арочного свода — 28 м;
• рост коней — 3 м;
• крылатая Победа с жезлом в руке возвышается на 10 м.
Если бы скульптурная группа была целиком отлита из чугуна, её масса превысила бы 80 тонн. Уменьшить её в 5 раз позволило оригинальное решение: из чугуна выполнен только каркас, на котором закреплены фигуры, сделанные из тонких пластин меди. По сохранившимся свидетельствам, Николай I выразил сомнение в надёжности конструкции арки, на что Росси ответил, что будет стоять на её вершине в момент снятия опор. Архитектор со своими рабочими выполнил намерение, и сооружение выдержало нагрузку.
Триумфальная арка служит парадным входом на Дворцовую площадь.
Замечено, что в полдень она не даёт тени, так как установлена строго по Пулковскому меридиану.
В 1837—1843 гг. с восточной стороны Дворцовой площади на месте старого экзерциргауза (1797—1798 гг., архитектор В. Бренна), то есть помещения для военных учений в ненастное и холодное время года, построено большое здание штаба Гвардейского корпуса по проекту архитектора А.П. Брюллова. В 1830—1834 гг. в центре площади по проекту Огюста Монферрана была возведена Александровская колонна (фигура ангела на её вершине выполнена скульптором Б.И. Орловским). Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.
© Велеслав Черкасов, 19 мая 2021 г.