Громница

(2 лютня/февраля)

 

 

ГРОМНИЦА — так в современном Славянском Родноверии называют праздник первой встречи уходящей зимы с грядущей весной, когда силы обновляющейся Жизни дают первый «бой» слугам Морены-Зимы и, как верят в народе, может прогреметь Перунов Гром. В народе говорят, что в эту пору «зима с летом (весной) встретились», «Солнце — на лето, зима — на мороз». О сию же пору «лесной хозяин» (медведь), любимец Велеса, по поверьям, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды (в том числе с использованием специально изготовляемых к этому времени Громничных свечей), и просят Зимнюю Владычицу — Мару-Морену быть милостивой к ним.

 

В пору двоеверия на Руси 2 лютня/февраля отмечали «Сретение Господне». Сретение (буквально: «Встреча») напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, якобы состоявшейся в иерусалимском храме на сороковой день после «рождества» Христа. В народе же говорили о Сретении — как о встрече зимы с весною: «Въ Тульской и Рязанской губернiяхъ есть повѣрье, что съ этого дня въ первый разъ появляется весенняя теплота. Для этого у нихъ есть поговорка: „на Срѣтенье зима съ лѣтомъ встрѣтилась“» (цит. по изд.: Сказанiя русскаго народа, собранныя И.П. Сахаровымъ. Народный дневникъ. Праздники и обычаи. СПб.: Изданiе А.С. Суворина, 1885. С. 20); «Сретня — зима с летом встречаются, если тепло, то значит, лето поборола (sic!), а если мороз, то зима протянется» (цит. по изд.: Моргунова О.В., Кривощапова Ю.А., Осипова К.В. Русский народный календарь. Этнолингвистический словарь / Науч. ред. Е.Л. Березович. М.: АСТ-ПРЕСС, 2015. С. 422).

 

«На Витебщине считали, что на С[ретение] можно услышать первые раскаты грома. На Украине, в Белоруссии и Польше праздник получил название „Громницы“, причем на Витебщине это объясняли тем, что „в этот день св. Юрий [Ярила, Перун(?), — прим. В.] пробует на чертях свою „стральбу“ и чистит ее. Поэтому, хотя и редко, с этого дня можно слышать громовые раскаты. Чехи и поляки верили, что на С[ретение] первый раз должен запеть жаворонок, даже если бы от этого он замерз. „A gdy nie zaśpiewa na Gromniczng skowronek, — считали поляки Поморья, — to zima długo się przewlecze“ [А если жаворонок на Сретение не запоет, то зима еще долго протянется]. В Полесье на С[ретение] девушки начинали „кликать весну“, но делали это пока еще тихо и обычно в доме.

 

В восточно- и западнославянских традициях большое значение придавалось свече, которую на С[ретение] освящали в церкви. Украинцы, белорусы и поляки называли ее сретенской или громничной (ср. мотивы свечи в названиях праздника — пол. Gromnice, чеш. Hromnice, бел. Громницы, словен. Svečnica). На С[ретение] с этой свечой обходили дом и хлев, подпаливая у животных крест-накрест шерсть на лбу. Свечу сохраняли и в течение года зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, окуривали дымом от нее больных, чертили дымом кресты на балках и матице, зажигали ее в доме, чтобы уберечься от покойника „ходячего“; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т.д.» (цит. по изд.: Агапкина Т.А. Сретение // Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5 тт. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. Институт славяноведения РАН. Т. 5. М.: Международные отношения; Институт славяноведения РАН, 2012. С. 155). В Ярославской губ. «сретенской свечой» называлась «свеча, принесённая из церкви 2/15 февраля»; также известна «разрешительная сила сретенских свеч при родах» (цит. по изд.: Моргунова О.В., Кривощапова Ю.А., Осипова К.В. Русский народный календарь. Этнолингвистический словарь... С. 421).

 

О древних языческих корнях праздника (возможно, не только славянских, но и восходящих к Древнему Риму) писали ещё этнографы XIX в.: «В северо-западной Руси праздник этот известен под названием громниц, так как здесь существует обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами. Обыкновение это утвердилось в здешнем крае со времени унии; униатская церковь приняла его от западной церкви и положила особый чин для благословения сретенских свечей. Этот обряд в римской церкви... установлен, как полагают некоторые, для противодействия языческому празднеству, которое, под именем Февруалий, совершалось около первых чисел февраля в честь Фебра, Прозерпины и всех адских богов и сопровождалось возжением факелов» (цит. по изд.: Церковно-народный месяцеслов на Руси И.П. Калинского / Послесловие В. Аникина. М.: Художественная лит-ра, 1990 (со ссылкой на изд. 1877 г.). С. 88). «Славянская старина указывает на то, что с христианским днем празднования Сретения Господня совпал тот, который с языческих времен сохраняет особое название „Громницы“. Так, по крайней мере, к этому дню охотно и непременно приурочиваются обычаи, оставшиеся от темных и далеких времен, когда всесильный огонь признавался за божественную силу, заключающуюся в нем, т.е. милующую и карающую. <...> Довольно известное и доказанное почитание огня на этот раз проявляется в изготовлении и чествовании „свечи“. Из воску сучат и крутят большие и толстые свечи, которые и хранятся где-нибудь в хате перед общественной иконой.

 

„Громничная“ или Сретенская свеча тем и отличается от всех прочих, что ей приписывают наиболее чудодейственную силу. Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается та скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молнии. Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска. Когда дойдет она до одного пуда весом, ее сдают в церковь, откуда и берут на дом по мере надобности и с соблюдением строгой очереди. Находящуюся в церкви иногда, по большим праздникам, просят зажигать. Перед этой свечой служатся священниками акафисты и молебны с водосвятием, а перед принятием ее в дом, обычно вечером, обязательно целый день постятся. Освященной водой кропят все надворные постройки» (цит. по изд.: Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Русский Раритет, 2002. С. 40–42; со ссылкой на изд.: Степановъ Н.П. Народные праздники на Святой Руси. СПб.: Паровая Типо-литографiя М.М. Розеноеръ, 1899).

 

В Купальскую ночь в русских деревнях, чтобы защититься от «ведьм», использовали, помимо прочего, и «сретенские свечи»: «Ночь на Ивана Купалу считается самою опасною отъ нападенiя вѣдьмъ: домохозяева принимаютъ всѣ мѣры, чтобы оградить отъ нихъ свой скотъ; они кладутъ въ окнахъ избъ крапиву, какъ противудѣйствующiй предметъ чародѣйству вѣдьмъ, вѣшаютъ на дверяхъ хлѣвовъ убитую сороку, или прилѣпливаютъ срѣтенскiя восковыя свѣчи» (цит. по изд.: Русскiй народъ. Его обычаи, обряды, преданiя, суевѣрiя и поэзiя / Собр. М. Забылинымъ. Въ четырехъ частяхъ. М.: Изданiе книгопродавца М. Березина, 1880. С. 240).

 

О том, может ли в действительности зимой в средней полосе России греметь гром, существуют разные мнения. В одной из так называемых «отречённых» (запрещённых церковниками) книг под названием «Громник» (по рукописи, принадлежавшей графу А.С. Уварову, № 561, изд. Н.С. Тихонравовым) читаем: «Аще гром возгремит в водолеи (21.01—19.02): брани, недуги же и болезни в человецех являет, пшеницы и ячменю и сочива много будет, зима добра, сеянная и саженое изобилетвует, гадом погибель, лесть же и наветы на царский двор, во всем поморие радость, сильных мужей убиение, за 40 дней дожди будут. Аще ли трус будет, возстание бранем являет» (цит. по изд.: Славяно-русские календарно-астрологические тексты XVXVIII вв. с комментариями, предисловием и прогностическими таблицами / Составил В.В. Титов (На правах рукописи). М., [1991]. С. 17; ср. также по изд.: Громовник // Примери књижевности и језика старога и српско-словенскога / Саставио Стојан Новаковић. Београд: Државне штампариjе, 1877. С. 524–527).

 

Гадательные книги «Громники», или «Громовники», известны по спискам XV–XVI вв. сербского письма и считаются заимствованными на Руси от южных славян, к которым, возможно, они пришли из Византии: «...уцелевшие памятники из староболгарской и сербской астрологической литературы свидетельствуют несомненно о своем византийском происхождении. Академик В. Ягич и исследователь апокрифов В.Н. Перетц заключают, что славянские „громники“ перешли к славянам от византийцев. Это становится очевидным даже после простого сличения текстов. Интересна следующая заметка: „Громовникъ оугатанiа имуше, о звездочьтiи изведени о Iраклiа царя“, т.е. что книга — извлечение из астрологии византийского царя Ираклия» (цит. по изд.: Иванов Й. Культ Перуна у южных славян. М.: Изд-во «Ладога–100», 2005. С. 35). По всей видимости, чем южнее мы продвинемся в землях, где искони жили славяне, тем более вероятным будет — услышать гром с небес в феврале.

Многие современные исследователи напрямую связывают Громницу с древнеславянским праздником Перуна: «Сретенье, Громницы... — день освящения громничных свечей в честь древнеславянского праздника, посвященного Перуну, или Громовнику, тому, кто посылает на землю огненные стрелы-молнии и может в одночасье разорить всё хозяйство» (цит. по изд.: Котович О., Крук Я. Золотые правила народной культуры. 2-е изд., испр. и доп. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. С. 81).

 

Связь праздника не только с Громовником Перуном, но и с Богиней прослеживается в традиционных верованиях южных и западных славян: «В народных названиях праздника объединены мотивы встречи и темы Богородицы, ср. рус. диал. Стретенье, Встретенье, болг. Зимна Богородица, Вълча Богородица, пол. диал. Matka Boska Niedźwiedzia [т.е. „Волчья Богородица“ и „Медвежья Богородица“ соответственно, — прим. В.] и др. <...> На западе Белоруссии С[ретение] считалось началом весны, поэтому „на Стричэнне ходили весну встречать“; „сустрекали вясну на Стрэчанне“. У болгар С[ретение] связывается с легендой о встрече Богородицы со св. Трифоном — покровителем виноградарства, день памяти которого отмечается 3.II, ср. болг. диал. название С[ретения] Трифонова Богородица» (цит. по изд.: Агапкина Т.А. Сретение... С. 153–154).

 

В кельтской традиции близкий аналог славянской Громницы/Сретения носит название Имболк (Имолаг и др.) и также посвящён Богине: «Имолаг или Овель — один из четырех главных праздников кельтского колеса года. Его отмечают с 1 на 2 февраля, и он посвящен богине Брид, которая также известна как Brigid, Bridget, Brighid, Brighde, Brig или Bride, — богине поэзии, целительства и кузнечного дела, которая в христианское время стала известна как св. Бригитта, а в Уэльсе ее знали как Ffraid или Sant Ffraid. Этот праздник также известен как Là Fhèill Brìghde в Шотландии, Lá Fhéile Bríde в Ирландии, Laa’l Breeshey на острове Мэн и как Gwyl Ffraed в Уэльсе» (цит. по интернет-публикации под названием «Имолаг: праздник начала весны»: https://druidism.ru/traditions/calendar/imbolc/imolag-prazdnik-nachala-vesny/. Статья датирована 2009 г.).

 

У славян особую роль в этот день отводили также «сретенской воде»: «В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквях воду. Освященная сретенская вода считается здесь лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого присрета (то есть призора очес)» (цит. по изд.: Церковно-народный месяцеслов на Руси И.П. Калинского... С. 88). «Освященную в этот день в церкви воду дают пить умирающему при чтении отходной молитвы. А также ее дают пить и больным. Этой же водой окропляют отправляющихся в путь» (цит. по изд.: Бурцев А.Е. Народный календарь примет, обычаев и поверий на Св. Руси // Русский народ. Полное собрание этнографических трудов Александра Бурцева. В 2-х тт. Т. 2 / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Русская цивилизация, 2017. С. 247). В Белоруссии в старину говорили: «На громницы напьётся петух водицы» (цит. по изд.: Васілевіч Ул. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара / Склад. А.С. Ліс. Мiнск, 1992. С. 554–612).

 

Также в Белоруссии перед Громницей кое-где отмечали «Сретенских Дедов» (белор. Стрэчаньскія Дзяды) — праздник поминовения Предков: «У некаторых раёнах перад Грамніцамі адзначалі Стрэчаньскія Дзяды» (цит. по изд.: Лозка А.Ю. Беларускі народны каляндар. 2-е выд., перапрац. і дап. Мiнск: Полымя, 2002. С. 57).

 

Громницу/Сретение иногда называют ещё Первыми Закличками Весны или Закликанием Солнца: «На Сретенье вечером закликали солнце, чтобы оно выглянуло и тем самым подтвердило, что встретилось с весной, повернуло на весну. Если солнце перед закатом выглядывало, это расценивалось как знак того, что прошли последние морозы. Если же не показывалось, то готовились к сильным Власьевским морозам (24/11 февраля).

 

Как проходило закликание солнца, рассказано во „Владимирских губернских ведомостях“ (1899, № 7): „В Сретенье, на склоне дня, незадолго до сумерек деревенская детвора <...> собирается где-нибудь на пригорке за околицей и начинает закликать солнышко, чтобы оно выглянуло „из-за гор-горы“ и показало этим, что оно действительно встретилось с весной.

 

В средневолжских губерниях несколькими собирателями <...> записана следующая, приуроченная к этому обычаю, песенка:

 

Солнышко-вёдрышко!

Выгляни, красное,

Из-за гор-горы!

Выгляни, солнышко,

До вешней поры!

Видело ль ты, вёдрышко,

Красную весну?

Встретило ли, красное,

Ты свою сестру?

Видело ли, солнышко,

Старую ягу?

Бабу ли ягу —

Ведьму-зиму?

Как она, лютая,

От весны ушла,

От красной бегла,

В мешке стужу несла,

Холод на землю трясла,

Сама оступилась,

Под гору покатилась,

Встретимши весну —

Солнцеву сестру.

 

Если закликаемое „солнышко-вёдрышко“ действительно выглянет перед закатом своим „из-за гор-горы“, то веселая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, равнозначащую примете, что прошли последние морозы» (цит. по изд.: Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 104).

 

Слава Роду!

 

© Волхв Велеслав (Черкасов), 2021